Суть Возрождения, которое началось в Италии в 14 веке и распространилось на страны северной Европы в 15 и 16 веках, заключалась в восстании против ограниченности и потусторонности средневековья. За вдохновением гуманисты раннего Возрождения обратились к идеалам, выраженным в литературе Древней Греции. Как и греки, они хотели, чтобы образование развивало интеллектуальные, духовные и физические силы человека для обогащения жизни.
крик долорес
Фактическое содержание “гуманитарного образования” гуманистов не сильно отличалось от содержания средневекового образования. К семи свободным искусствам гуманисты добавили историю, а также физические игры и упражнения. Гуманистическое образование в первую очередь оживилось благодаря включению греческого языка в учебную программу и акценту на содержание греческой и римской литературы. Спустя почти тысячу лет грамматику, наконец, стали изучать не как самоцель, а потому, что она давала доступ к жизненно важному содержанию литературы. В соответствии с возродившимся интересом и уважением к природе гуманисты также постепенно очистили астрономию от многих искажений астрологии.

Наряду с изменившимся отношением к целям и содержанию образования в нескольких инновационных школах появились первые признаки изменения отношения к методам обучения. Вместо горького лекарства, которое насильно запихивали в глотки студентов, образование должно было быть захватывающим, приятным и веселым.
мексиканская революция
Школа, наиболее точно воплотившая идеалы раннего Возрождения, была основана в Мантуе, Италия, в 1423 году Витторино да Фельтре. Даже название его школы, Casa Giocosa (Счастливый дом), порвало со средневековой традицией унылых заведений, в которых грамматика — наряду со Священным Писанием — врезалась в память ученика. Витторино, по сути, избегал телесных наказаний.

Школа обслуживала детей в возрасте от 6 до 20 лет. Ученики изучали историю, философию, арифметику, геометрию, музыку и астрономию, но основой учебной программы было изучение греческой и римской литературы. Физическое развитие поощрялось с помощью упражнений и игр.